_ _
12:35 Кабель для крыма | |
Китай выручил Россию с кабелем для КрымаГорожане на набережной Ялты. Фото: Станислав Красильников / ТАСС Россия оказалась не готова к негативному сценарию в Крыму
Несмотря на западные санкции, Федеральной сетевой компании удалось найти за рубежом поставщика не выпускающегося в России кабеля для подводного энергомоста в Крым. Контракт на его изготовление и поставку на 5 млрд руб. получила китайская Jiangsu Hengtong, до сих пор поставки таких кабелей шли из Европы и США. При этом, по данным "Ъ", среди азиатских производителей даже возникла конкуренция на контракт для Крыма: помимо китайцев на поставки претендовала и южнокорейская компания. Украина 22 ноября прекратила поставки электроэнергии в Крым из-за подрыва опор ЛЭП в Херсонской области, поставляющих электричество на полуостров. Глава республики Сергей Аксенов ввел на полуострове режим чрезвычайной ситуации; крымчане начали жить по графику веерных отключений. Около 1,6 миллиона человек остались без энергоснабжения. Собственная генерация позволила обеспечить энергоснабжение в ряде городов Крыма. При этом сторонники блокады Крыма на Украине не допускают ремонтные бригады к поврежденным опорам ЛЭП, на которых были вывешены флаги — украинский и утвержденный курултаем крымских татар в 1991 году. К сожалению, Россия оказалась не готова к такому вполне прогнозируемому развитию событий — за почти два года, прошедших с момента присоединения Крыма, полуостров не был обеспечен российской электроэнергией, и подготовка к энергоснабжению региона ведется сейчас в экстренном режиме. В России высоковольтный подводный кабель не производится, обеспечить импортозамещение никто не может,— говорит президент группы "Сим-Росс" Никита Топуридзе.— У нас и подземный кабель выпускается только на 110 кВ, а на 220 кВ серийного производства нет. Основные поставщики подводного кабеля — это Prysmian (совместный проект Nokia и Pirelli), Nexans (Франция), General Cable (США). Все это — западные фирмы, которые свою продукцию в Крыма поставлять не могут". HTGD — крупная фирма, говорит господин Топуридзе, но до сих пор компании из КНР в Россию подводный кабель не поставляли, и поставщик выбран, скорее всего, из-за отсутствия альтернативы. Но, как выяснилось, среди азиатских производителей даже возникла конкуренция за крымский контракт: как говорит один из источников "Ъ", на поставки кабеля, помимо HTGD, претендовала и южнокорейская компания.
Кроме того, выяснилось, что работы по созданию стратегически важного для страны объекта — энергомоста в Крым — поручены иностранной компании. Контракт на изготовление и прокладку высоковольтного кабеля через Керченский пролив получила китайская фирма Jiangsu Hengtong, которая заключила договор подряда с ФСК ЕЭС (Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы). Этот факт уже вызвал бурное возмущение на Украине — против членов экипажа кабелепрокладочного судна, вошедшего в Керченский пролив, украинской Генпрокуратурой возбуждено уголовное дело «за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию». О том, как отреагировали в руководстве Jiangsu Hengtong на это известие, пока не сообщается, остается надеяться на то, что коммерческие интересы китайских бизнесменов пересилят отрицательные моменты, связанные с уголовным преследованием на Украине. В связи с этим стоит напомнить об отказе китайских банков проводить операции с российскими кредитными организациями из-за санкций — возлагать всерьез надежды на дружбу с КНР было бы слишком опрометчиво. В России же не нашлось ни производства, способного поставить подводный высоковольтный кабель для прокладки энергомоста, ни подрядчиков, которые смогли бы провести его по дну пролива. Прежде основными поставщиками подобной продукции в Россию были европейские и американские компании — Prysmian (совместный проект Nokia и Pirelli), Nexans (Франция), General Cable (США). По понятным причинам теперь рассчитывать на помощь западных компаний в строительстве энергетической инфраструктуры для Крыма не приходится. Вид на временный мост для технических нужд, установленный перед началом строительства Керченского моста в окрестностях порта Тамань. Фото: Виталий Тимкив / ТАСС Тем не менее изначально переговоры о заключении контакта на строительство керченского энергомоста велись именно с западными компаниями — норвежской Nexans, финским подразделением итальянской компании Prysmian, а также с японской Marubeni Corporation и южнокорейской LS Cable. Конечно, диалог с этими корпорациями вылился лишь в потерю драгоценного времени — к концу лета 2014 года стало ясно, что планам по привлечению западных предприятий к крымским проектам не суждено сбыться. Стоит отметить, что физическое возведение подобных объектов занимает не так много времени, как предварительная бумажная работа. Сначала создается техническое задание и подыскивается компания для проектирования. Затем начинается длительный процесс по утверждению и согласованию проекта, а потом — поиск генерального подрядчика, который подбирает фирмы-субподрядчики, и с ними, в свою очередь, согласовываются сроки запланированных работ. В среднем на эту стадию уходит от нескольких месяцев до года. Разумеется, если бы российской стороне не пришлось мучительно искать иностранную компанию, готовую выполнить прокладку энергомоста в Крым, если бы существовали российские предприятия, способные осуществить эти работы, Республика Крым с большой долей вероятности уже сейчас была бы обеспечена электроэнергией. Но в отсутствие собственных мощностей львиная доля времени ушла на поиск зарубежного подрядчика — Министерство энергетики РФ объявило о завершении конкурса на проектирование и возведение энергомоста только 17 июля 2015 года, спустя почти полтора года после вхождения Крыма в состав России. Стоит отметить, что крымский энергомост — не первый в истории случай, когда страна оказывается перед необходимостью экстренно налаживать энергообеспечение целого региона. Во время блокады Ленинграда фашисты уничтожили все ЛЭП, ведущие в окруженный город. В Ленинграде остались всего пять ТЭЦ, которые не могли покрыть даже малой доли потребности города в энергии, тем более в условиях жесточайшего топливного дефицита. Силами Ладожской военной флотилии с августа по ноябрь 1942 года по дну Ладожского озера в Ленинград было проложено пять ниток кабеля протяженностью 30 километров, которые обеспечили первоочередные потребности города в электроэнергии. Работы из-за авианалетов немецкой авиации производились по ночам, по новой технологии, изобретенной специально для «Кабеля жизни», как назвали этот энергомост впоследствии. Разумеется, энергопотребности целого полуострова несравнимо выше, чем одного даже крупного города, но этот пример должен напомнить нам о том, что нет ничего невозможного перед лицом внешней агрессии. Сегодня Россия тоже находится в окружении враждебных сил, и, хотя прямой военной угрозы для нас пока нет, экономическая блокада является не менее опасным методом давления на страну. Неторопливое импортозамещение может не успеть за быстро меняющимися реалиями, кто знает, какие бреши могут обнаружиться в российской экономике завтра? Отсутствие российского производства высоковольтных подводных кабелей уже стало причиной серьезных трудностей при снабжении Крыма. А ведь подобных «выбывших» производственных позиций множество. | |
|
Всего комментариев: 0 | |