Главная » Файлы » Рекомендации |
Рекомендации по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
[ Скачать с сервера (290.0 Kb) ] | 01.02.2014, 23:55 |
Рекомендации по рассмотрению дел
о нарушениях антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям При рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства сетевыми организациями при осуществлении деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям, а также гарантирующими поставщиками электрической энергии при заключении договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии), антимонопольным органам следует руководствоваться следующим. 1. Отказ сетевой организации в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по причине непредставления заявителем модульной схемы технологического присоединения является необоснованным отказом от заключения договора и злоупотреблением доминирующим положением В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заявитель направляет заявку в сетевую организацию. Перечень документов, прилагаемых к заявке, определен пунктом 10 Правил технологического присоединения и включает в себя: а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя; в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства; д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя; е) формы модульных схем технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации, - для заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил. Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения (пункт 11 Правил технологического присоединения). Подпункты «г» - «е» введены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения к электрическим сетям». В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334 Министерству энергетики Российской Федерации поручено разработать и утвердить в месячный срок формы модульных схем технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и технологическое присоединение которых предусматривается по одному источнику электроснабжения, а также энергопринимающих устройств физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и технологическое присоединение которых предусматривается по одному источнику электроснабжения. До настоящего времени указанные формы модульных схем Министерством энергетики Российской Федерации не утверждены. В связи с этим сетевая организация не вправе требовать представления формы модульных схем технологического присоединения энергопринимающих устройств. Требования сетевой организации по представлению заявителем для заключения договора об осуществлении технологического присоединения модульной схемы либо отказ от заключения договора в связи с непредставлением заявителем формы модульной схемы технологического присоединения являются необоснованным уклонением от заключения договора об осуществлении технологического присоединения и содержат признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). 2. Отказ сетевой организации предоставить субъекту малого или среднего предпринимательства рассрочку по внесению платы за технологическое присоединение является необоснованным, приводит к ущемлению интересов субъектов малого или среднего предпринимательства, может быть рассмотрен как навязывание невыгодных условий договора и должен быть квалифицирован как злоупотребление доминирующим положением В соответствии с пунктами 12, 17 Правил технологического присоединения в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявку в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в договоре (по желанию таких заявителей) предусматривается возможность беспроцентной рассрочки платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения. Согласно пункту 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее — Основы ценообразования), для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы за технологическое присоединение без выплаты процентов. Таким образом, исходя из системного толкования пункта 71 Основ ценообразования, пункта 17 Правил технологического присоединения, а также правоприменительной практики антимонопольных органов, в случае если субъект малого и среднего предпринимательства выразит желание воспользоваться предоставленным ему правом на рассрочку по внесению платы за технологическое присоединение, сетевая организация не вправе отказать в предоставлении указанной рассрочки. Отказ сетевой организации предоставить субъекту малого или среднего предпринимательства рассрочку по внесению платы за технологическое присоединение является необоснованным, приводит к ущемлению интересов субъектов малого или среднего предпринимательства, может быть рассмотрен как навязывание невыгодных условий договора и должен быть квалифицирован как злоупотребление доминирующим положением. Также следует обратить внимание, что пунктом 71 Основ ценообразования, согласно которому для субъектов малого и среднего предпринимательства оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения, предусмотрено, что расходы сетевой организации на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения указанных энергопринимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в размере, не превышающем ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора. При этом указанные расходы учитываются в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. Регулирующие органы в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражают выпадающие доходы сетевой организации от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате субъектами малого и среднего предпринимательства технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно, которые учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы в результате превышения фактической процентной ставки по кредитам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения указанных энергопринимающих устройств, над ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования. Таким образом, при предоставлении субъектам малого или среднего предпринимательства рассрочки по внесению платы за технологическое присоединение, ежеквартальные платежи должны рассчитываться и вноситься от размера платы за технологическое присоединение, указанного в договоре об осуществлении технологического присоединение. В случае если сетевая организация настаивает, например, на том, что размер ежеквартальных платежей рассчитывается от размера платы за технологическое присоединение, утвержденного регулирующим органом на период регулирования, в котором непосредственно осуществляется ежеквартальный платеж, подобные действия сетевой организации следует рассматривать как нарушение установленного порядка ценообразования и ущемление интересов субъектов малого или среднего предпринимательства. В качестве нарушений также следует рассматривать действия сетевой организации, в случае если она требует уплаты субъектом малого или среднего предпринимательства процентов за предоставление рассрочки, настаивает на периодах оплаты, с которыми не согласен субъект малого или среднего предпринимательства, либо на том, что рассрочка будет предоставлена только в случае принятия регулирующим органом решения о компенсации расходов (выпадающих доходов) сетевой организации на предоставление рассрочки. При решении вопроса о квалификации подобных действий сетевой организации в качестве навязывания невыгодных условий договора антимонопольным органам также следует учитывать Разъяснения по вопросам применения статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления фактов навязывания лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, невыгодных условий при заключении договоров, направленные в территориальные органы ФАС России письмом от 12.11.2008 № АГ/29484. 3. Требования сетевой организации о предоставлении разрешения на допуск в эксплуатацию объектов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно, а также объектов физических лиц, которые будут использоваться для бытовых нужд и максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, являются необоснованными, и должны быть рассмотрены как злоупотребление доминирующим положением В соответствии с подпунктом «г» пункта 7 Правил технологического присоединения процедура технологического присоединения включает в себя, в том числе получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил). Мероприятия по технологическому присоединению согласно подпункту «е» пункта 18 Правил включают в себя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя). К лицам, указанным в пунктах 12.1 - 14 Правил, относятся: заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели, намеревающиеся осуществить технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно; заявители, осуществляющие временное (на срок не более 6 месяцев) технологическое присоединение принадлежащих им энергопринимающих устройств для обеспечения электрической энергией передвижных объектов с максимальной мощностью до 100 кВт включительно; заявители - физические лица, обратившиеся за технологическим присоединением энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Таким образом, при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств указанные лице не получают разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объекта, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя. В случае если сетевая организация требует от указанных заявителей предоставить разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, в том числе как непременное условие для подписания акта разграничения балансовой принадлежности, акта об осуществлении технологического присоединения, подобные действия следует рассматривать как ущемление интересов заявителей, препятствование доступу на рынки электрической энергии, другие рынки, на которых заявитель планирует осуществлять свою деятельность, и должны быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением. 4. Нарушения, совершенные сетевой организацией при осуществлении технологического присоединения, следует рассматривать как нарушения, совершенные на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения. Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии. Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (этот договор является публичным). Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается. Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства. Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка. Данная позиция также подтверждена судебной практикой. В Приложении к настоящим Рекомендациям приводятся судебные решения, подтверждающие обоснованность данной позиции. 5. Отказ гарантирующего поставщика электрической энергии от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи, поставки электрической энергии) с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, максимальная мощность объектов которых составляет до 100 кВт включительно, а также с физическими лицами, объекты которых будут использоваться для бытовых нужд и максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, по причине непредставления указанными лицами разрешения на допуск в эксплуатацию их объектов, является необоснованным отказом от заключения договора (уклонением от заключения договора) и злоупотреблением доминирующим положением Исходя из положений подпункта «г» пункта 7 Правил технологического присоединения, для объектов заявителей, указанных в пунктах 12.1-14 настоящих Правил, не требуется получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила розничных рынков) лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения в письменной форме, направляет гарантирующему поставщику, наряду с иными документами, документ, подтверждающий надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. При этом, согласно полученным ФАС России разъяснениям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) (письмо № БК-42/2096 от 14.08.2009) разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию энергоустановки заявителя, предусмотренное подпунктом «г» пункта 7 Правил, является подтверждением надлежащего технического состояния энергоустановки и дает право сетевым организациям осуществлять технологическое присоединение, а энергосбытовым организациям заключать договор энергоснабжения с заявителем. Таким образом, в настоящее время существует коллизия правовых норм, содержащихся в пункте 7 Правил технологического присоединения и в пункте 62 Правил розничных рынков. В отношении указанных нормативных правовых актов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posterior derogat priori» («последующий закон отменяет предыдущие»), означающее, что даже если в последующем нормативном акте отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых положений, в случае коллизии между ними действует последующий нормативный правовой акт. Также в настоящем случае применяется правило о том, что нормативный правовой акт, устанавливающий дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом, имеет приоритетную силу. Указанные правила закреплены в решениях Конституционного суда Российской Федерации (например, Постановление от 29.06.2004 № 13-П, Определение от 05.10.2000 № 199-О, Определение от 16.11.2006 № 454-О). Следовательно, нормы пунктов 7, 12.1 - 14 Правил технологического присоединения (как принятые позднее соответствующих норм Правил розничных рынков и предоставляющие дополнительные гарантии отдельной категории лиц, обусловленной особым правовым статусом) имеют приоритет в применении над нормами пункта 62 Правил розничных рынков. Требование о получении указанными заявителями разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию энергоустановки отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям», вступившим в силу 05.05.2009. Положение пункта 62 Правил розничных рынков в части направления лицом, намеревающимся заключить договор энергоснабжения в письменной форме, гарантирующему поставщику, наряду с иными документами, документа, подтверждающего надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору принято 31.08.2006. Следовательно, учитывая разъяснения Ростехнадзора и правила разрешения коллизий права, представление заявителями, предусмотренными пунктами 12.1 — 14 Правил технологического присоединения, гарантирующему поставщику документа, подтверждающего надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору, не требуется. Гарантирующие поставщики, будучи проинформированными из содержания подпункта «г» пункта 7 Правил технологического присоединения об отсутствии у указанных заявителей разрешения Ротехнадзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки и, требуя у них для заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи, поставки электрической энергии) документ, подтверждающий надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств, удостоверенный федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору, злоупотребляют своим правом отказа от заключения договора, поскольку гарантирующему поставщику заранее известно о невозможности представлениями ими указанного документа. Таким образом, гарантирующие поставщики необоснованно уклоняются от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи, поставки электрической энергии) с заявителем. В соответствии с пунктом 61 Правил розничных рынков гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности. Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. Учитывая изложенное, отказ гарантирующего поставщика электрической энергии от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии) с указанными лицами по причине непредставления ими разрешения на допуск в эксплуатацию их объектов, является необоснованным отказом от заключения договора (уклонением от заключения договора) и злоупотреблением доминирующим положением. Приложения к пункту 4. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 10 июля 2009 г. N 6057/09 О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Андреева Е.И., судей Александрова В.Н., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области и открытого акционерного общества "Акционерная компания "Домостроитель" о пересмотре в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.02.2009 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК Арбитражного суда Пензенской области, ..... | |
Просмотров: 2245 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |