Главная » Файлы » Правила |
[ Скачать с сервера (91.0 Kb) ] | 26.02.2013, 10:51 |
СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ К СП 12-136-2002
1 РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
РАБОТНИКОВ И СТОРОННИХ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ВБЛИЗИ
МЕСТ ОПАСНЫХ ЗОН, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ГРУЗОВ КРАНАМИ
Согласно 4.8 СНиП 12-03 перед началом
работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей
зоны, в которых действуют опасные производственные факторы. При организации
стройплощадки и организации рабочих мест необходимо, чтобы места временного или
постоянного нахождения работников располагались за пределами опасных зон (4.10
СНиП 12-03). В соответствии с 4.9 СНиП 12-03 «места,
над которыми происходит перемещение грузов кранами» относятся к потенциально
опасным зонам. Для определения границ указанных
опасных зон необходимо в первую очередь определить границы возможной зоны
обслуживания крана, которая определяется проекцией крюка крана на землю в
крайних положениях стрелы крана при максимальном вылете груза, свободном
повороте стрелы на 360° и перемещении крана на путях в пределах тупиковых
упоров (рисунок 1). Границы опасной зоны находятся за
пределами границы зоны обслуживания крана и определяются с учетом габаритов
перемещаемого груза и высоты его подъема. Согласно приложению Г СНиП 12-03
границы опасной зоны определяются путем проекции наружного наименьшего габарита
перемещаемого груза с прибавлением минимального расстояния отлета груза и
максимального габарита перемещаемого груза (рисунок 2). Как показывает практика, в местах
работы грузоподъемных кранов значительная часть территории стройплощадки
попадает в опасную зону, что вызывает затруднения размещения производственных и
санитарно-бытовых зданий, мест отдыха и прохода людей за пределами опасных зон
(6.1.4 СНиП 12-03). В случаях, когда в опасные зоны вблизи
мест перемещения грузов кранами попадают транспортные и пешеходные пути,
санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места
постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки
или вблизи, согласно требованиям 6.1.5 СНиП 12-03 необходимо применять следующие
решения: применение средств для искусственного
(принудительного) ограничения зоны работы башенных кранов; применение защитных сооружений-укрытий
и защитных экранов. Принудительное ограничение зоны
обслуживания башенным краном в простых ситуациях может осуществляться с помощью
регулировки установленных на кране концевых выключателей, а также установки на
крановых путях выключающих линеек. При работе в сложных условиях
рекомендуется применение «Системы ограничения зон работы башенного крана»
(система СОЗР башенного крана), разработанной ЦНИИОМТП. Данные приводятся в
Инструкции по применению СОЗР башенного крана в стесненных условиях (АОЗТ
ЦНИИОМТП, 1998). Система ограничивает возможную зону
обслуживания крана, автоматически блокируя (отключая) соответствующие приводы
крана (поворота стрелы, перемещения крана по пути, вылета и подъема груза) при
приближении опасной зоны к зоне нахождения людей — запретной зоне. С помощью сигналов датчиков в блоке
управления Системы постоянно фиксируется поступающая информация о
месторасположении крана, угле поворота стрелы, вылете груза и высоте подъема
крюка, которая сопоставляется с заложенными в блок параметров стройплощадки
ограничениями. При приближении груза к запретной зоне блок управления выдает
сигнал для блокировки соответствующего привода крана. Применение средств для принудительного
ограничения зоны работы башенного крана позволяет значительно сократить размеры
зоны обслуживания крана и соответственно связанных с зоной обслуживания опасных
зон. Однако в отдельных случаях возникает необходимость в дополнение к этому
сокращения размеров опасных зон. Примером этому может служить пристройка
здания к существующему, когда строящееся здание имеет высоту большую, чем
существующее. В этом случае нельзя допустить, чтобы груз перемещался над
перекрытием эксплуатируемого здания. Для этого на перекрытии эксплуатируемого
здания собирается защитный экран в виде стоечных лесов, высота которого должна
превышать высоту монтажного горизонта и препятствовать выходу груза за контуры
строящегося здания. На рисунках 3 и 4 приводится пример
применения рассмотренных выше решений при возведении девятиэтажного здания
административного назначения, расположенного между двумя жилыми зданиями разной
высоты.
1 — ограждение строительной площадки; 2 — санитарно-бытовые
помещения; 3 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время
перемещения грузов; 4 — граница
зоны обслуживания краном; 5 — башенный кран
Рисунок 1 — Определение границ зон при работе
башенных кранов
О — граница зоны обслуживания краном; а — наименьший габарит перемещаемого груза; Полностью документ скачать, прямая ссылка в верху. | |
Просмотров: 2796 | Загрузок: 191 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |