НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в отраслях ТЭК
является основой повышения эффективности функционирования энергетического
сектора страны.
Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе
опирается на современные достижения и прогноз приоритетных направлений
фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в энергетической
сфере. Развитие фундаментальных исследований - важнейшее условие создания
новых высокоэффективных технологий в энергетическом секторе российской
экономики.
Приоритетами государственной научно-технической и инновационной политики в
отраслях ТЭК в прогнозируемый период являются:
• воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая
фундаментальную науку и прикладные разработки, модернизацию экспериментальной
базы и системы научно-технической информации;
• создание благоприятных условий для развития инновационной
деятельности, направленной на коренное обновление
производственно-технологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение
потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса;
• совершенствование всех стадий инновационного процесса, повышение
востребованности и эффективности использования результатов научной
деятельности;
• защита прав на результаты научно-технической деятельности;
• использование потенциала международного сотрудничества для
применения лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на
более высокий уровень;
• сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы,
интеграция науки и образования.
Для достижения указанных приоритетов научно-технической и инновационной
политики необходимо:
• выявление и экономическая поддержка перспективных направлений
научно-технической и инновационной деятельности и критических технологий в
ТЭК с учётом их прогнозируемой эффективности и мировых тенденций. Реализация
указанных направлений осуществляется через федеральные целевые
научно-технические и различные инновационные программы и проекты;
• организация системы государственного учёта и контроля за
реализацией результатов научных исследований и экспериментальных разработок в
энергетической сфере, а также совершенствование информационной инфраструктуры
в области науки, образования и технологий в отраслях ТЭК;
• финансирование фундаментальной науки в энергетической сфере,
направленной на поиск принципиально новых путей эффективного обеспечения
энергетических потребностей;
• содействие разработке и внедрению новых эффективных экологически
безопасных технологий добычи, производства, преобразования, транспорта и
комплексного использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе
технологий использования новых источников энергии, традиционных и
нетрадиционных (газогидраты, тяжелые нефти и битуминозные сланцы, метан
угольных месторождений и др.) ресурсов углеводородного сырья.
Важным направлением исследований является поиск и освоение принципиально
новых технологий бестопливной (углеводородной) энергетики:
• определение возможности использования термоядерной энергии в
мирных целях;
• развитие водородной энергетики;
• развитие ядерной энергетики на быстрых реакторах;
• создание приливных электростанций;
• повышение коэффициента полезного действия солнечных
преобразователей;
• создание химических источников тока.
Особое значение для качественного обновления энергетики имеют фундаментальные
разработки в области высокотемпературной сверхпроводимости, позволяющие
разрешить ряд важных проблем, таких, как создание токоограничителей,
накопителей электроэнергии, сооружение сверхпроводящих линий электропередачи
для осуществления вводов электроэнергии в крупные города.
Создание сверхпроводниковых накопителей энергии позволит повысить надежность
и бесперебойность энергоснабжения при авариях в энергосистемах. Кроме того,
электротехническое оборудование, выполненное с использованием
сверхпроводимости (криогенные генераторы, кабели), позволит в 2 - 3 раза
сократить потери при производстве и передаче электроэнергии. Фактически речь
может идти о принципиально новой электроэнергетике.
Механизмами реализации государственного регулирования научной,
научно-технической и инновационной деятельности в ТЭК являются:
• создание экономических условий для разработки новых технологий и
оборудования за счет всех источников финансирования;
• формирование целевых научно-технических и инновационных
программ;
• разработка системы определения и контроля реализации
приоритетных направлений инновационной деятельности и критических технологий
в ТЭК (в том числе с использованием находящих все более широкое применение в
разных странах отраслевых карт технологического развития);
• укрепление и развитие консолидированных отраслевых источников
финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
концентрация бюджетных и внебюджетных средств в целях реализации крупных
инновационных проектов;
• организация в системе ТЭК федеральных центров науки и высоких
технологий, связанных с разработкой и внедрением наиболее перспективных
технологий;
• разработка системы вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности и иных результатов научно-технической
деятельности в ТЭК.
В целях реализации приоритетов научно-технической политики в ТЭК
предусматривается:
• усиление государственной финансовой поддержки и контроля за
соблюдением государственных интересов при разработке и реализации федеральных
целевых программ, их переориентация на обеспечение стратегических задач
развития ТЭК;
• разработка принципов экономического стимулирования внедрения
новых прогрессивных наукоемких технологий, материалов и оборудования;
• проведение инвентаризации научных организаций в энергетическом
секторе;
• создание целостной нормативно-правовой базы инновационной
деятельности в энергетике, включая вопросы защиты прав авторов и
правообладателей интеллектуальной собственности, а также привлечения
иностранных инвестиций в отечественную инновационную сферу;
• создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры.
Необходимым условием реализации указанных важнейших направлений
научно-технической политики в отраслях ТЭК является сохранение и развитие
кадрового потенциала в научной и научно-технической деятельности. Для этого
должно быть обеспечено:
• повышение престижа и привлекательности научно-технической
деятельности;
• создание условий для привлечения и закрепления талантливой
молодежи в сфере науки и технологий;
• обеспечение взаимосвязи подготовки научных кадров по
номенклатуре и объёму и потребности в кадрах при реализации важнейших
инновационных проектов государственного значения;
• повышение качества подготовки научных кадров высшей
квалификации.
Важной задачей в области международного научно-технического сотрудничества
должно стать создание благоприятных условий и механизмов для его развития.
Для этого потребуется:
• государственная поддержка международного сотрудничества и
международной кооперации в целях реализации важнейших инновационных проектов
государственного значения;
• развитие научных и научно-технических связей со странами
-участниками Содружества Независимых Государств.
Реализацию направлений научно-технической и инновационной политики в отраслях
ТЭК предусматривается осуществлять в соответствии с программами развития
указанных отраслей.
X. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
Основные
общеэкономические результаты
В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом,
будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического
сектора для социально-экономического развития страны, стабильное и
эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в
топливно-энергетических ресурсах и повышение конкурентоспособности продукции
ТЭК и его услуг на мировом рынке.
Основные ожидаемые результаты при этом характеризуются следующим:
• предусматривается двукратное снижение удельной энергоемкости
валового внутреннего продукта и соответствующий рост энергоэффективности
экономики (доля потребляемых энергоресурсов в распределенном валовом
внутреннем продукте снизится с 22 процентов в 2000 году до 13 - 15 процентов
в 2020 году);
• наиболее эффективным путем будет обеспечено удовлетворение
внутренних энергетических потребностей страны в первичных
топливно-энергетических ресурсах (рост спроса на них в 2020 году по сравнению
с 2000 годом составит 27 - 40 процентов при росте валового внутреннего
продукта в 2,3 - 3,3 раза);
• предусматривается умеренный рост в 2001 - 2020 годах среднедушевых
расходов на топливо- и энергообеспечение населения (в 2,3 - 2,4 раза) при
опережающем увеличении доходов населения (в 3,4 - 3,7 раза);
• ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 году возрастет в
1,5 раза с увеличением на одну треть налоговых поступлений в бюджеты
государства при снижении доли ТЭК (как капиталоемкого и энергоемкого
комплекса) в промышленном производстве с 30 процентов в настоящее время до 25
- 26 процентов в 2010 году и 18 - 20 процентов в 2020 году при опережающем
росте наукоемких и перерабатывающих секторов с низкой энергоемкостью;
• экспорт энергетических ресурсов может возрасти к 2020 году на 45
- 64 процентов, что соответствует требованиям устойчивости платежного баланса
страны, укрепления ее экономического положения и влияния.
Поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей
инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию
топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и
инвестиционной деятельности организаций ТЭК.
Намеченная до 2006 года динамика цен (тарифов) на продукцию (услуги)
естественных монополий приведет к незначительному росту (на 5 - 8 процентов)
удельного веса энергоресурсов в затратах на производство и реализацию
продукции энергоемких отраслей промышленности и позволит сохранить инфляцию
на определенном в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации
уровне.
Прогнозируемый рост внутреннего и внешнего спроса на энергоносители и
требуемое для его удовлетворения развитие энергетического сектора определяют
следующие ориентировочные уровни инвестиций до 2020 года, которые в
дальнейшем могут уточняться с учетом реальных потребностей в энергоносителях:
• в газовой отрасли – от 170 до 200 млрд. долларов США (с учётом
35 млрд. долларов США на реализацию программы освоения газовых ресурсов
Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. долларов США на реализацию
программы освоения месторождений полуострова Ямал). Эти средства будут
формироваться за счет инвестиций открытого акционерного общества
"Газпром" и независимых производителей газа;
• в нефтяном комплексе – около 230 - 240 млрд. долларов США
(собственные средства нефтяных компаний и инвесторов);
• в электроэнергетике – 120 - 170 млрд. долларов США, в том числе
на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100 - 140 млрд.
долларов США, из которых 25 - 35 млрд. долларов США на атомные электростанции
и 20 - 30 млрд. долларов США на развитие электрической сети (собственный
капитал электрических компаний, средства инвесторов, а по атомным и
гидроэлектростанциям, а также федеральной сетевой компании - тарифные
источники);
• в угольной промышленности – около 20 млрд. долларов США
(средства инвесторов, собственный капитал частных угольных компаний и
средства федерального бюджета);
• в теплоснабжении – около 70 млрд. долларов США (средства
региональных и муниципальных бюджетов, тарифные источники и средства
инвесторов);
• в энергосбережении – 50 - 70 млрд. долларов США (региональные
фонды энергосбережения, бюджеты всех уровней, средства инвесторов, тарифные
источники).
Общий объём капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического
сектора может составить от 260 до 300 млрд. долларов США в 2001 - 2010 годах
и от 400 до 510 млрд. долларов США в следующее десятилетие. По оценкам, доля
ТЭК в общих инвестициях в экономику страны составит 33 - 35 процентов в 2001
- 2005 годах, уменьшится до 31 - 33 процентов в 2006 - 2010 годах и до 20 -
24 процентов к 2020 году.
Рост капиталовложений в энергетический сектор, в том числе значительный
приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, должен последовательно
распространиться на другие отрасли экономики как благодаря росту заказов на
их продукцию и услуги, так и вследствие накопления капитала в обрабатывающих
отраслях экономики.
Таким образом, предполагаемые результаты реализации мероприятий,
предусмотренных настоящим документом, соответствуют основным направлениям
социально-экономического развития страны.
Система реализации
Энергетической стратегии
Проблема реализации Энергетической стратегии заключается в недопущении такого
развития событий в энергетическом секторе, которое противоречило бы основным
положениям, принципам и механизмам государственной энергетической политики.
Предлагаемая система реализации Энергетической стратегии исходит из следующих
принципов:
• взаимосвязанное осуществление двух процессов – воплощения в
жизнь основных положений государственной энергетической политики и
конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики;
• создание механизма мониторинга Энергетической стратегии,
использующего показатели результативности государственной энергетической
политики и позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и
планируемых мероприятий на изменение указанных показателей;
• выделение на каждом этапе реализации Энергетической стратегии
важнейших целевых ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов на их
достижении.
Система реализации Энергетической стратегии предусматривает:
• включение в план действий Правительства Российской Федерации по
реализации основных направлений социально-экономического развития Российской
Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих
реализацию Энергетической стратегии;
• разработку системы показателей результативности государственной
энергетической политики;
• корректировку федеральной целевой программы
"Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу
до 2010 года, рассматриваемой в качестве одного из важнейших инструментов
реализации Энергетической стратегии;
• формирование информационно-аналитического обеспечения системы
мониторинга Энергетической стратегии с использованием государственного
информационного ресурса.
Система мониторинга Энергетической стратегии предусматривает непрерывное
наблюдение за фактическим положением дел в ТЭК и реализацией государственной
долгосрочной энергетической политики, а также получение оперативной
информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих
изменений в целях предупреждения негативных тенденций, влияющих на
энергетическую безопасность страны.
По результатам мониторинга в Правительство Российской Федерации ежегодно
должен представляться доклад о ходе реализации Энергетической стратегии.
Доработка и уточнение Энергетической стратегии должны осуществляться не реже
чем один раз в 5 лет.
|
|
|